Автор: Simkin
Дата: 25.04.07 21:35
Уважаемые коллеги!
К сожалению, автоматизация украинских предприятий отстает от российских,
и прилично, но чтобы цех имел в своей структуре отдел АСУТП ...
И еще. Все же под АСУТП каждый понимает свое. Теперь конкретнее.
Давайте под АСУТП понимать то, что понимали ее основатели - человеко-
компьютерная система управления технологическим процессом.
Именно для работы в этой области выпускаются специалисты по автоматизации
технологических процессов (неважно, в какой области: металлургия, химическая
или пищевая промышленность и пр.). И я понимаю так, что отдел АСУТП - это
подразделение, занимающее эксплуатацией таких систем, подразделения которого
(лаборатории, бюро или как угодно по другому) эксплуатируют в цехах свои системы.
Как они подчиняются цехам - это второй вопрос.
Зачем присоединять к этой структуре функции других подразделений
заводов - служб главного механика или главного энергетика. Если в
рамках оборудования цехов появляются контроллеры, которые, скажем,
управляют электро- или гидроприводами, то пусть их эксплуатируют
соответствующие службы. Кстати, для этих целей сейчас и специалитсы
отдельные готовятся (например, автоматизация электрических станций и сетей).
Или если контроллер, то сразу АСУТП?
Мне кажется, что круг задач службы АСУТП должен быть такой:
1. Измерение, преобразование+передача сигналов - визуализация
2. Как в 1, но + регулирование (на основе отдельных регуляторов или
контроллеров или на PC).
3. Как в 2, но + бызы данных с архивами, + приличный
HMI-интерфейс + элементы управления, или верхнего уровня (модели - информационные и
управляющие, расчет заданий в системы регулирвоания, настройка систем
регулирования). Это уже замкнутая АСУТП.
4. Как в 3, но с реализацией оптимизационных функций, собственной
парадигмы управления, в виде, скажем, отдельных подсистем для серьезных
агрегатов (напр., доменная печь в металлургии), наличие целевой
функции. Дополнительные возможности. Стыковка с сопряженными АСУТП. И
пр., пр., пр.
Мне кажется, что если планируются системы с кругом задач до 2-й -
достаточно эксплуатации и цехом КИПиА. Если 3 и 4 - это прерогатива
отдела АСУТП.
В любом случае, АСУТП-ник - человек, который должен быть опорой
(правой рукой) технолога, тогда и технология будет на уровне, и ее
выполнение, и оптимизация.
Это мое личное мнение, но оно основывается и на опыте эксплуатации
АСУТП, и на опыте разработки и внедрения систем, и на опыте обучения
специалистов по автоматизации.
С уважением,
Симкин А.И., зав. кафедрой автоматизации, Приазовский
гостехуниверситет (г. Мариуполь Донецкой области, Украина)
--
Best regards,
Simkin mailto:simkin@xxx.xxx.xx
|
|