форум асутп
 На главную                       Здесь может быть Ваша реклама, подробнее...


 Наверх  |  Перейти к теме  |  Поиск  |  Вход  |  Дерево    
 Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Мария Савина 
Дата:   08.01.14 00:44

Добрый день всем!
Занимаюсь созданием мнемосхем для систем автоматизации,
чтоб не отставать от времени озадачилась вопросом - что собственно нового в деле создания мнемосхем?
Может, быть 3Д-графика, какие-то способы графического кодирования информации, новые стандарты на интерфейс систем автоматизаци, эргономику и т.п.
В общем, как у вас в этом вопросы? Интересуют современные веяния и тенденции (как в моде :))

Савина Мария,
НПФ "Айтилук", г. Уфа

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: san 
Дата:   08.01.14 11:23

Рекомендую познакомиться с этим http://ua.automation.com/content/povyshaem-jeffektivnost-hmi
Есть также книга этих товарищей с более обширной подачей материала "The High Performance HMI Handbook". Если хорошо поискать, можно даже в Инете найти.

Александр Пупена.
Кафедра ИАСУ,Национальный университет пищевых технологий. Киев.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Виктор Иванов 
Дата:   08.01.14 13:37

Хорошую книгу порекомендовали! Вот здесь еще посмотрите тему, там и ссылки есть:
http://iprog.pp.ru/forum/read.php?f=1&i=63077&t=63077
В поисковиках по ссылкам на эту книгу сплошные вирусы, шпионы и реклама.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Виктор Иванов 
Дата:   08.01.14 14:53

Вот еще вырезка страниц из этой книги
http://isawwsymposium.com/wp-content/uploads/2012/07/WWAC2012-invited_BillHollified_HighPerformanceHMIs_paper.pdf

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Мария Савина 
Дата:   08.01.14 20:49

Спасибо, буду изучать..
Виктор Иванов писал(а):

> Вот еще вырезка страниц из этой книги
> http://isawwsymposium.com/wp-content/uploads/2012/07/WWAC2012-invited_BillHollified_HighPerformanceHMIs_paper.pdf

Этот адрес не открывается, пишет "Мы приносим свои извинения, но доступ к запрашиваемому ресурсу ограничен." Видимо, в России запрет какой-то на этот сайт..

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Ivan Zhukov 
Дата:   08.01.14 23:47

Мария Савина писал(а):

> Этот адрес не открывается, пишет "Мы приносим свои извинения, но доступ к
> запрашиваемому ресурсу ограничен." Видимо, в России запрет какой-то на этот
> сайт..

Через веб-прокси скачайте, например через этот:
http://nusstabox.net.au/cgiproxy/nph-proxy.pl/011110A/

Введите ссылку в форму и нажмите кнопку begin browsing

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 RE: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Зоркальцев А.А. 
Дата:   09.01.14 10:43

Здравствуйте,

>>Вот еще вырезка страниц из этой книги
>>http://isawwsymposium.com/wp-content/uploads/2012/07/WWAC2012-invited_BillHollified_HighPerformanceHMIs_paper.pdf

Рядом лежит обновленная публикация симпозиума 2013 года
ISA Water & Wastewater and Automatic Controls. Суть та же, новизны больше ;)

http://isawwsymposium.com/wp-content/uploads/2013/08/WWAC2013-invited_Hollifield_HighPerformanceHMIs-EPRI-study_paper.pdf

из России доступ не блокирован.


-----------
С уважением,
Александр Зоркальцев,
Г. Томск

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 RE: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Виктор Иванов 
Дата:   09.01.14 10:57

> http://isawwsymposium.com/wp-content/uploads/2013/08/WWAC2013-
> invited_Hollifield_HighPerformanceHMIs-EPRI-study_paper.pdf

Error 404 - Page not found!

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 RE: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Виктор Иванов 
Дата:   09.01.14 11:03

http://isawwsymposium.com/wp-content/uploads/2013/08/WWAC2013-invited_Hollifield_HighPerformanceHMIs-EPRI-study_paper.pdf

Понял, перенос строки как лишний пробел вставляется в адресную строку

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Andrey.Sh. 
Дата:   09.01.14 11:20

вопросы, которые вам придётся в разной степени решить...
часто они ограничены возможностями самой SCADA-ы

отображение цифровых значений
отображение таблиц
отображение графиков
отображение баров
отображение технологических объектов
отображение протоколов
отображение окна тревожных сообщений
отображение панелей управления
отображение информационных окон
... и использование условных обозначений для этих целей

приёмы при разработки проекта SCADA:
----
вид мнемосхемы - как схема PID
вид мнемосхемы - как план установки сверху
вид мнемосхемы - как разреза установки сбоку
разметка экрана на функциональные зоны
функции перехода с кадра на кадр (навигация)
функции экспорта данных
функции выбора произвольного набора параметров в набор
и т.д.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: san 
Дата:   09.01.14 11:37

Andrey.Sh. писал(а):

> приёмы при разработки проекта SCADA:
> ----
> вид мнемосхемы - как схема PID
> вид мнемосхемы - как план установки сверху
> вид мнемосхемы - как разреза установки сбоку

Вот как раз это - классика, против которой выступают исследователи в высшеприведенных источниках.
Кроме того, есть в соседнем форуме такая тема http://asutpforum.ru/viewtopic.php?f=13&t=1300 .
Там многие критикуют лишние 3D и рисунки. Я сначала скептически относился к аскетическому подходу, а сейчас начинаю это переосмысливать.
Сейчас работаю над проектом, где эксперементирую над некоторыми высшеизложенными подходами.

Александр Пупена.
Кафедра ИАСУ,Национальный университет пищевых технологий. Киев.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Виктор Иванов 
Дата:   09.01.14 11:44

Согласен. HMI занимаюсь с 2009 года, начиная еще с ДОС. Такую красоту создавали, все крутилось, переливалось всеми цветами радуги, текстуры красивейшие в фоне :)))) Сейчас совсем другой подход, в нормально режиме работы вся схема в выдержанных цветах, глазу не за что зацепиться, пока это не потребуется. Ну и иерархия конечно.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Andrey.Sh. 
Дата:   09.01.14 12:39

>san
полностью согласен


в добавление о тенденциях...
о модульности и масштабируемости объектов, при разработке SCADA-проекта
опять же зависит от инструментальных возможностей конкретной SCAD-ы

интересен пример такого решения в пакете ПО Wonderware...

основная концепция ПО Wonderware - т.н. системная платформа  ( System Platform )
Системная платформа ( System Platform ) позволяет разрабатывать проекты уровня SCADA и MES на основе подхода комплексного описания технологического объекта, участка
- использует принцип разработки шаблона – а затем экземпляра из этого шаблона, соответственно легко масштабируема
- использует механизмы разворачивания аппаратно-независимого готового проекта на технические средства (серверы, АРМ-ы)

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Мария Савина 
Дата:   09.01.14 14:10

Andrey.Sh. писал(а):

> вопросы, которые вам придётся в разной степени решить...
> часто они ограничены возможностями самой SCADA-ы
>
> отображение цифровых значений
> отображение таблиц
> отображение графиков
> отображение баров
> отображение технологических объектов
> отображение протоколов
> отображение окна тревожных сообщений
> отображение панелей управления
> отображение информационных окон
> ... и использование условных обозначений для этих целей

> и т.д.

Возможности современной SCADA как раз-таки очень большие, все перечисленное, например, средствами Genesis, с которым мы работаем, вполне реализуются.
У Genesis64 v.10 есть даже 3Д-графика динамическая, например. Я подозревала, что 3Д не особо-то нужно для обслуживающего персонала, но производит впечатление на начальство и представителей заказчиков.
Самое сложное в том, чтобы сделать круто, но просто и легко для восприятия..)

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 RE: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Ivan Zhukov 
Дата:   09.01.14 14:55

> Я подозревала, что 3Д не особо-то нужно для обслуживающего персонала

Я бы даже сказал, что обслуживающий персонал эта "живопись" жутко бесит.

Обсуждали тему здесь:
http://iprog.pp.ru/forum/read.php?f=1&i=54696&t=54692#reply_54696

> но производит впечатление на начальство и представителей заказчиков

Это да, но им же с системой не работать.
Хотя они персоны более важные чем операторы,
и деньги дают именно они, к сожалению.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: san 
Дата:   09.01.14 15:11

Как альтернатива - сделать два варианта:
- для операторов (чтоб ему было удобно)
- для начальства (3D, супераниме и т.д.)
Конечно, получается двойная работа, но никто не говорил, что будет легко.
Как я уже говорил, сейчас работаю над проектом.
Решил опробировать "новые подходы" (предложенные высше).
Так вот, согласно "новых" принципов классические схемы находятся на 3-м уровне иерархии мнемосхем.
У меня будет три уровня:
 - верхняя часть (1/4 высоты экрана) видимый всегда параметры в виде приборов
 - средняя часть (3/5 высоты экрана) основная схема (2 уровень) и переключающиеся на детализацию (3 уровень)
 - нижний "статусбар" для общего состояния системы
 - справа (1/10 ширины экрана) кнопки переключения
Мнемосхемы типа P&ID будут на 3-м уровне. Думаю на этом же уровне могли бы быть и 3Д-анимашки.

Оффтоп. Не могу побороть IE с его "непереносом текста". Приходится ентерить после каждого предложения.
Не удобно страшно.

Александр Пупена.
Кафедра ИАСУ,Национальный университет пищевых технологий. Киев.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: san 
Дата:   09.01.14 16:13

Кое-что уже накидал. Посмотрим, что из этого получится.
http://youtu.be/-_BAA03AM_s

Александр Пупена.
Кафедра ИАСУ,Национальный университет пищевых технологий. Киев.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Ivan Zhukov 
Дата:   09.01.14 21:02

san писал(а):

> Оффтоп. Не могу побороть IE с его "непереносом текста". Приходится ентерить
> после каждого предложения.
> Не удобно страшно.

А что я могу сделать, если IE 11 с глюками и не выполняет стандарты html?
Вот тут обсуждают эту проблему и рекомендуют включить "режим совместимости"
(включить сайт в список "Compability view settings"):
http://forum.ru-board.com/topic.cgi?forum=5&topic=46040&start=360#21
http://forum.ru-board.com/topic.cgi?forum=5&topic=46040&start=380#2

модератор

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: san 
Дата:   09.01.14 21:39

Ivan Zhukov писал(а):

> А что я могу сделать, если IE 11 с глюками и не выполняет стандарты html?
> Вот тут обсуждают эту проблему и рекомендуют включить "режим совместимости"
> (включить сайт в список "Compability view settings"):
> http://forum.ru-board.com/topic.cgi?forum=5&topic=46040&start=360#21
> http://forum.ru-board.com/topic.cgi?forum=5&topic=46040&start=380#2
>
> модератор
Так проблема, что это не только на этом форуме.

Александр Пупена.
Кафедра ИАСУ,Национальный университет пищевых технологий. Киев.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Ivan Zhukov 
Дата:   09.01.14 21:39

san писал(а):

> Оффтоп. Не могу побороть IE с его "непереносом текста". Приходится ентерить
> после каждого предложения.
> Не удобно страшно.

Я кажется нашёл способ. Теперь нормально?
У меня нет браузера IE 11, не могу сам проверить.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: san 
Дата:   09.01.14 21:40

Ivan Zhukov писал(а):
>
> Я кажется нашёл способ. Теперь нормально?
> У меня нет браузера IE 11, не могу сам проверить.
О! Спасибо! Заработало! А вот как теперь с другими форумами? Но все равно, спасибо.

Александр Пупена.
Кафедра ИАСУ,Национальный университет пищевых технологий. Киев.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Ivan Zhukov 
Дата:   09.01.14 21:48

san писал(а):

> О! Спасибо! Заработало! А вот как теперь с другими форумами? Но все равно,
> спасибо.

IE 11 изменил стандартное поведение и по умолчанию делает неразрывные пробелы
в форме ввода. Вот тут проблема описана подробно:
http://stackoverflow.com/questions/20149715/internet-explorer-11-word-wrap-is-not-working
Нужно в css для этой textarea добавить white-space: pre-wrap;
но это должен сделать программист или администратор форума/сайта.
Выход для пользователя - включить "режим совместимости" для сайта,
как я написал выше.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 RE: Что нового в создании интерфеса АСУТП?
Автор: ИА 
Дата:   10.01.14 09:57

Добрый день, коллеги!

> интересен пример такого решения в пакете ПО Wonderware...
>
> основная концепция ПО Wonderware - т.н. системная платформа  ( System
> Platform ) Системная платформа ( System Platform ) позволяет
> разрабатывать проекты уровня SCADA и MES на основе подхода
> комплексного описания технологического объекта, участка
> - использует принцип разработки шаблона - а затем экземпляра из этого
> шаблона, соответственно легко масштабируема
> - использует механизмы разворачивания аппаратно-независимого
> готового проекта на технические средства (серверы, АРМ-ы)

Интересно ваше и других коллег мнение по тому, как люди относятся к таким
подходам. То что аппаратно-независимые проекты удобно переносить, -  это
осваивают все пользователи.  Но вот ситуация с объектным подходом иная. У
нас в MasterSCADA есть и механизм шаблон-экземпляр с возможностью частичного
переопределения экземпляров и механизм вызова создаваемых типовых объектов с
нужным набором связей и данных.  Обратил внимание, что несмотря на
абсолютную простоту использования, наличие примеров, видеоуроков и т.п.
пользуются этим только наиболее квалифицированные разработчики, которые
среди пользователей являются явным меньшинством (они же, кстати, меньше всех
используют нашу 3D-графику).  Причина неиспользования объектных решений -
это общий низкий уровень квалификации, или какие-то психологические барьеры?
Почему реализация "в лоб", экстенсивным методом более популярна? Как убедить
людей делать методически правильные проекты, которые бы их же труд сократили
во много раз?

И, к слову пришлось, эргономика пользовательского интерфейса была
проработана задолго до приведенных в данном топике трудов. Принцип "темного
щита" существует с 60-х годов. Да, и идеология создания информативных
мнемосхем - это, в основном, конец 80-х. Разработчики первых DCS
постарались. Мы в нашей практике стараемся показывать "красивые" картинки на
преддоговорном этапе, а затем уже убеждать сделать "по уму". Не всегда
убедить удается. В частности, практически никогда не принимаются заказчиками
проработанные в тот же конец 80-х цветовые матричные поля событий, очень
удобные для обзора состояния однотипных объектов.

Аблин Илья
Компания ИнСАТ
ablin@xxxxx.xx
www.insat.ru
www.masterscada.ru

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 RE: Что нового в создании интерфеса АСУТП?
Автор: Ivan Zhukov 
Дата:   10.01.14 10:06

ИА писал(а):

> Причина неиспользования объектных решений -
> это общий низкий уровень квалификации, или какие-то
> психологические барьеры?

Психологические, я думаю. Объектным способом неудобно
и непривычно мыслить, если специально этому не учиться.

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Мария Савина 
Дата:   10.01.14 10:44

san писал(а):

> Мнемосхемы типа P&ID будут на 3-м уровне. Думаю на этом же уровне могли бы быть
> и 3Д-анимашки.
>
> Оффтоп. Не могу побороть IE с его "непереносом текста". Приходится ентерить
> после каждого предложения.
> Не удобно страшно.
>
> Александр Пупена.
> Кафедра ИАСУ,Национальный университет пищевых технологий. Киев.

Мнемосхемы типа P&ID - это что за мнемосхемы?

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Andrey.Sh. 
Дата:   10.01.14 11:39

>Мария Савина
http://www.pdfnmanual.com/search/isa+symbols
Graphic Symbols for Process Displays
Piping and Instrument Diagrams

>sun
пример про разметку экрана и элементы... для панели оператора
http://imglink.ru/show-image.php?id=c0cf4b3ca0c41b41f247333c8c2b0840
кнопки делаются под размер пальца для сенсорных устройств и с живым бегающим аналоговым индикатором
для отображения живучести связи с контроллерами, серверами и производительности самой системы

>ИА
в любом случае разработчик разрабатывает отдельные элементы, потом создаёт n-ое количество копий
с перепревязкой к источникам данных...
как это ему делать удобнее - простым копированием или с помощью готового инструмента - дело разработчика, но лучше, чтобы была возможность выбора и этот самый готовый инструмент.
вообще я больше за комплексное описание технологического объекта, участка - а не разрозненные куски оборудования, приборов и т.д....

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 RE: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: ИА 
Дата:   10.01.14 12:14

@Andrey.Sh.

> в любом случае разработчик разрабатывает отдельные элементы, потом
> создаёт n-ое количество копий с перепревязкой к источникам данных...
> как это ему делать удобнее - простым копированием или с помощью
> готового инструмента - дело разработчика, но лучше, чтобы была
> возможность выбора и этот самый готовый инструмент.

Это Вы говорите про механизм шаблон-экземпляр.  А для вызываемых объектов -
объект единственный, наборов связей много, но все они у него же и определены
в единой таблице. Что же касается возможностей инструмента шаблон-экземпляр,
то они у нас на порядок больше, чем копирование. Перепривязка производится
через механизм клеммников с помощью мастера, который позволяет во многом
автоматизировать этот процесс. Кроме того, если внутренняя структура
шаблонного объекта не закрыта его разработчиком, то в экземпляре возможно ее
редактировать, а мастер контроля изменений отслеживает изменения в шаблоне и
в каждом экземпляре, чтобы разработчик проекта мог принять решение применить
эти изменения в конкретном экземпляре или нет. Сохранение двусторонней связи
с родительским объектом и автоматизация установки связей принципиально
отличает такой инструмент от ручной работы по копированию и настройке.

А что, разве у Wonderware это не так?

> вообще я больше за комплексное описание технологического объекта,
> участка
> - а не разрозненные куски оборудования, приборов и т.д....

Не понял, что значит "больше". Как комплексное описание противоречит
объектному подходу? Наоборот, мы всегда разрабатываем сверху вниз по
иерархии. Это дает автоматическое наследование свойств сверху вниз по
иерархии (например, периодов обработки объекта, списка определенных журналов
сообщений, настроек архивов etc). При этом, если Вы взяли какой-то объект в
иерархию в качестве экземпляра отдельно определенного шаблона, то
наследование получится двойным: что определено в иерархии - получит от
родительского объекта, остальное от шаблона.

Аблин Илья
Компания ИнСАТ
+7-495-989-22-49
ablin@xxxxx.xx
www.insat.ru
www.masterscada.ru

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: indian 
Дата:   16.01.14 22:03

с баша:

Вершиной "дружественного" интерфейса прошлого были две одинаковые кнопки - одна из которых запускала баллистические ракеты а вторая приготавливала кофе и казалось, что дольше уже некуда, но современные разработчики все же пошли дальше - теперь это одна кнопка: чтобы запустить ракеты нажмите и удерживайте около секунды, чтобы сварить кофе нажмите и удерживайте чуть меньше секунды...

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Мария Савина 
Дата:   17.01.14 10:38

indian писал(а):

> с баша:
>
> Вершиной "дружественного" интерфейса прошлого были две одинаковые кнопки - одна
> из которых запускала баллистические ракеты а вторая приготавливала кофе и
> казалось, что дольше уже некуда, но современные разработчики все же пошли дальше
> - теперь это одна кнопка: чтобы запустить ракеты нажмите и удерживайте около
> секунды, чтобы сварить кофе нажмите и удерживайте чуть меньше секунды...

Жизненно.. :)))

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re[2]: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Анатолий Магомедов 
Дата:   19.01.14 18:02

упс ... я просто очень сильно хотел кофе ... двойной ...


Четверг, 16 января 2014, 22:03 +04:00 от indian <forumasutp@xxxxx.xx.xx>:
>с баша:
>
>Вершиной "дружественного" интерфейса прошлого были две одинаковые кнопки -
>одна из которых запускала баллистические ракеты а вторая приготавливала
>кофе и казалось, что дольше уже некуда, но современные разработчики все же
>пошли дальше - теперь это одна кнопка: чтобы запустить ракеты нажмите и
>удерживайте около секунды, чтобы сварить кофе нажмите и удерживайте чуть
>меньше секунды...
>
>----
>E-mail автора:  zova-dn@xxxxxx.xx
>(по данным регистрации на iprog.pp.ru/forum)
>
>--
>
>



С уважением,
Анатолий Анатольевич
laby@xxxx.xx

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Павел Правосудов 
Дата:   08.12.16 16:27

Здравствуйте!

Возможна эта статья будет полезна при разработке интерфейса:
http://controleng.ru/cheloveko-mashinny-j-interfejs-hmi/human_machine_interface_1/

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 
 Re: Что нового в создании интерфейса АСУТП?
Автор: Павел Правосудов 
Дата:   24.01.17 11:11

Вторая часть статьи по разработке интерфейсов:
http://controleng.ru/cheloveko-mashinny-j-interfejs-hmi/human_machine_interface_2/

Адрес этого сообщения    Ответить на это сообщение
 Список форумов    


 Список форумов  |  Нужен логин? Регистрируйтесь здесь 
 Логин пользователя
 Имя пользователя:
 Пароль:
 Помнить пароль:
   
 Забыли ваш пароль?
Введите имя пользователя или e-mail, и новый пароль будет послан на email, указанный в вашем профиле.